• Главная
  • >>>
  • >>>
  • «Содержимое тега <title>: формулируем с учётом SEO-задач»

Содержимое тега <title>: формулируем с учётом SEO-задач



Впервые статья была опубликована на сайте «Арктической лаборатории».


Содержимое тега <title> — это текст, который является заголовком любого HTML или XHTML документа. Заголовок — один из ключевых факторов оптимизации страницы. Разумеется, остальное содержимое страницы помогает при ранжировании, однако поисковые системы в первую очередь обращаются именно к тексту внутри тега <title>, чтобы «понять», о чём данная страница. И когда этот тег оказывается пустым, могут возникнуть проблемы, связанные с появлением дублей страницы при выдаче результатов поиска. Если же в <title> вписать множество ключевых слов, это также может отрицательно сказаться на позиции сайта в поисковой выдаче.

Тег <title> прописывается в HTML-документе внутри тега <head> и является единственной информацией из «головы» документа, которая выводится на экраны мониторов пользователей.

Содержимое тега <title> доступно рядовому пользователю в пяти местах, каждое из которых рассмотрим более подробно.

В браузере

Заголовок отображается в верхней части окна браузера на вкладке страницы. С его помощью пользователь получает представление о содержимом открытой страницы. На вкладке заголовок обычно находится в свёрнутом виде, но при наведении на неё курсора мыши выводится полностью.

В журнале посещений

В том случае, когда пользователь решит вновь посетить одну из страниц заинтересовавшего его сайта, используя «Журнал посещений» или «Историю», ему будет сложно это сделать, если все страницы ресурса имеют одинаковые заголовки. Придётся либо открывать все страницы подряд, пока не найдётся нужная, либо с досадой отказаться от поиска.

В закладках

Содержимое тега <title> отображается в закладках браузера, сохранённых пользователем для прямого перехода на какую-либо страницу сайта. Следует учитывать, что закладками люди пользуются чаще, чем журналом посещений.

Для всех трёх пунктов справедливы следующие требования к заголовкам:

  • название каждой страницы сайта должно быть уникальным;
  • заголовки должны отличаться буквально с начальных слов, поскольку в закладках или в истории посещений обычно видны только несколько первых слов, и если заголовок каждой страницы будет начинаться с одного и того же длинного описания сайта в целом, а только потом указывать на тему конкретной страницы, пользователь запутается в закладках браузера и сочтёт сайт неудобным.

В ссылках с других сайтов

При написании внешних ссылок владельцы сторонних ресурсов могут использовать содержимое тега <title> целевой страницы. Однако, если существующий заголовок неинформативен или попросту нечитаем, то, скорее всего, будет придуман новый. И совсем необязательно, что плоды чужого творчества отразят суть целевой страницы. Поэтому рекомендуется составлять заголовки таким образом, чтобы при написании внешних ссылок на другом ресурсе его владельцу не пришло в голову их переписать.

В то же время при размещении ссылки в соцсетях в качестве заголовка автоматически указывается содержимое <title>. И, помня об этом, автору сайта необходимо проследить за наличием заголовков у всех страниц и их качеством.

В результатах поиска

Поисковые системы в списках результатов поиска в качестве ссылок обычно выдают заголовки страниц. Однако количество символов заголовка, выводимое на странице выдачи, не превышает 60-70-ти. Это следует учитывать при написании содержимого тега <title>, т.к. если основной смысл заголовка будет раскрываться после 6-го десятка символов, для пользователя он так и останется загадкой. Более того, в ряде случаев поисковик может вообще не проиндексировать страницу.

Если заголовок слишком длинный, Google в качестве ссылки может выводить просто URL страницы. Важно, что максимальную длину система измеряет не в символах, а в пикселях, поэтому при использовании широких букв, таких как «ш», «щ», «ы», длина выводимого заголовка в символах будет меньше.

«Яндекс» при поиске учитывает соответствие заголовка содержанию страницы, и если содержимое тега <title> (в отличие от информации на странице) нерелевантно запросу, ссылки будут составляться из фрагментов заголовков H1-H3, выделений <strong> или маркированных списков. В случае, когда сайт зарегистрирован в «Яндекс. Каталоге», «Яндекс» выбирает заголовок , который указан для него.

Отсюда следует, что текст заголовка должен максимально соответствовать основному наполнению страницы и включать главные ключевые запросы.

Как правильно написать заголовок?

  • Тег <title> обязательно должен располагаться сразу после открывающего тега <head>.
  • Содержимое <title> в оптимальном варианте не должно превышать 70-ти символов, иначе пользователь увидит лишь обрывок заголовка в поисковой выдаче, причём основной смысл должен быть передан уже первыми словами.
  • Заголовок должен быть привлекательным для пользователя, заинтересовать его и побудить перейти по ссылке в поисковой выдаче.
  • Вместе с тем содержимое тега <title> должно быть максимально информативным, ведь при просмотре результатов поиска пользователи ориентируются первым делом по заголовкам.
  • Каждая страница сайта должна иметь уникальное название, в полной мере характеризующее наполнение страницы, но не абсолютно совпадающее с названием материала на странице, иначе заголовок H1 в некоторых случаях не будет учитываться поисковыми машинами, а вес самого содержимого <title> в итоге будет разбавлен.
  • Необходимо, чтобы заголовок содержал ключевые слова или словоформы, используемые в тексте страницы. Ни в коем случае не следует просто перечислять ключевые слова через запятую и повторять одно и то же слово более двух раз. Ключевые слова должны располагаться ближе к началу заголовка (в особенности, высокочастотные), поскольку пользователь с большей вероятностью перейдёт по ссылке, где слова из поискового запроса стоят одними из первых.
  • Не следует оформлять заголовки в виде рекламных слоганов, поскольку большинство людей крайне недоверчиво относится ко всему, что хоть немного напоминает рекламу. По таким ссылкам в поисковой выдаче не стоит ожидать большого количества переходов.

Возможная схема создания заголовков:

На сайте компании по перевозке грузов «Эх, довезу!» есть две страницы: «Перевозки внутри страны» и «Международные перевозки».

Если название компании хорошо известно и может само по себе побуждать пользователей к переходу на сайт, то начинать заголовок следует с него:

«Эх, довезу! Перевозки внутри страны»,

«Эх, довезу! Международные перевозки».

Если же компания только вышла на рынок, то целесообразнее начать с ключевых слов:

«Перевозки внутри страны. Эх, довезу!»,

«Международные перевозки. Эх, довезу!»

Всё это справедливо, когда мы рассуждаем с позиции пользователя и составляем заголовки для него. Если же посмотреть на ситуацию глазами специалиста SEO, то остановиться следует на втором варианте, т.к. для поисковых систем он предпочтительнее из-за положения ключевых слов в начале заголовка.


И всё-таки важнее всего помнить, что заголовки пишутся не столько для поисковых систем, сколько для живых людей. Грамотный и информативный заголовок привлечёт посетителей на сайт, и будет «работать» гораздо эффективнее простого набора ключевых слов или названия фирмы.

Андрей Панов, июль 2013.