• Главная
  • >>>
  • >>>
  • «Грамотность текстового контента сайтов»

Грамотность текстового контента сайтов



Впервые статья была опубликована на сайте «Арктической лаборатории».

Грамотность текстов

При наполнении сайта контент-менеджеру, а по-русски — редактору сайта, приходится много работать с текстами. Как правило, их заказывают копирайтерам на биржах фрилансеров.

Однако этот подход не решает всех проблем редактора-специалиста, поскольку по нынешним временам грамотный копирайтер — большая редкость. Совсем никчёмные тексты отсеиваются легко. Подавляющее же большинство остальных статей приходится оплачивать, но использовать только в качестве «рыбы», из которой, затратив определённые время и усилия, можно получить приемлемую статью.

Вот лишь несколько примеров фраз и словосочетаний, недавно попавшихся в работах копирайтеров (авторская орфография сохранена):

  • «Современное искусство стремиться к цифровому пространству».
  • «Вариации на тему, когда может понадобиться чувство стиля».
  • «Спусковой крючок, который откроет Ваши таланты миру».
  • «...происходит Ваш сюжет...»
  • «Главной целью ставит постановку...»
  • «Стабильность, качество, оперативность — вот главные качества нашего...»
  • «Сервис — быстрый и оперативный»

Иногда кажется, что текст просто переведён с иностранного языка компьютерным переводчиком. В итоге работа по доведению текстов не до совершенства, а хотя бы до уровня литературного языка ложится на плечи редактора, причём за голову хватаются не только редакторы сайтов, но и печатных изданий разного профиля. Ни для кого не секрет, что жесточайше упал общий уровень грамотности населения. И именно на этом фоне лишь ленивый не обнаружил в себе писательский талант. Частенько копирайтер, сотворив текст хуже, чем просто понятно и по-русски, после отказа в оплате благородно возмущается: что, дескать, вы хотите за такие деньги?! Получается, я грамотен по четвергам и за соточку, по пятницам и за полтинничек — так-сяк, а уж в среду, извиняйте, вовсе...

Ещё одна проблема, с какой сталкивается контент-менеджер — это обилие в статьях предложений или даже целых абзацев, лишённых смысловой нагрузки, которые копирайтеры, видимо, пишут, чтобы набрать необходимый объём.

И это происходит сейчас, когда поисковые системы становятся всё «умнее» и анализируют контент сайтов с пристрастием! Например, новые алгоритмы Google призваны поощрять грамотный, осмысленный контент, «забанивая» словоблудие, как спам. Качественный контент — тот, который помогает людям получать исчерпывающие ответы на их вопросы (оформленные как запросы в поисковике), а в ряде случаев приводит к покупкам или выполнению других бизнес-задач. Вывод: в современных условиях тексты на сайтах обязаны быть информативными и грамотными.

Грамотность содержимого мета-тегов

Иногда специалисты SEO высказывают мнение, что знаки препинания, дефис, кавычки, наличие буквы «ё», а иногда и правильное согласование слов в содержимом заголовков и описаний страниц отрицательно влияют на ранжирование.

Однако опыт использования поисковых систем показывает, что мнение это может быть немного преувеличенным. Ниже на иллюстрациях представлены примеры поисковых запросов, где пользователь задаёт ключевые слова в наиболее часто употребляемой форме.

Дефис в заголовке

Рисунок 1. Использование дефиса в заголовке.

Кавычки в заголовке

Рисунок 2. Использование кавычек в заголовке.

Буква «ё» в заголовке

Рисунок 3. Использование буквы «ё» в заголовке.

Как видно, на первых же местах в выдаче оказываются сайты с заголовками и описаниями, составленными по правилам русского языка. И сильной зависимости от формы запроса здесь не наблюдается.

С другой стороны, поисковыми системами некоторые знаки препинания воспринимаются осмысленно. Например, двоеточие указывает, что следующий за ним текст и есть основная тема страницы. Тире делает обе части фразы равноправными для поисковика, а точка, вопросительный и восклицательный знаки являются своеобразными разделителями, и ключевые слова, между которыми они стоят, не будут связываться при ранжировании.

В то же время использование грамматически неверных заголовков и описаний не только показывает неуважение к русскому языку, но и извращает представления пользователей интернета о грамматике. Не всем пользователям охота лезть в словарь, чтобы, например, изучить случаи употребления двойного «н», проще забить нужное словосочетание в поисковик, а уж ОН-то покажет, как надо... И покажет, но только то, что считается нужным для решения SEO-задач. Формируется замкнутый круг: SEO-специалист заведомо считает пользователя безграмотным, формирует контент, исходя из массовых запросов, пользователь впитывает безграмотный контент, ищет потом так же, а SEO-специалист утверждается в мысли, что так и надо писать для успешного продвижения. В итоге получаем тотальное одебиливание населения.

Однако, не стоит сбрасывать со счетов «старую гвардию», получавшую качественные знания еще в советских школах и вузах, или молодых людей «self-made»-типа. Они заходят в сеть не для того, чтобы флудить в соцсетях, а за информацией и услугами. Эти категории населения предъявляют высокие требования к качеству чего бы то ни было: одежды, авто, информации... И именно эти люди, как правило, платёжеспособны, состоялись в жизни или стремятся к этому, поэтому глупо терять потенциальных клиентов интернет-магазинов, медцентров или бизнес-школ, формируя контент в угоду безграмотной массе. Ведь образованные люди в большинстве своём принципиальны — они просто не пройдут по ссылке из поисковой выдачи на сайт, заголовок и/или описание которого написаны неграмотно. Что, естественно, скажется на трафике — параметре, немаловажном для продвижения сайта, а в конечном итоге — на эффективности деятельности сайтообладателя.


В заключение хотелось бы отметить, что грамотность (отсутствие орфографических, пунктуационных и речевых ошибок), информативность и логичность любых текстов на сайте — на мой взгляд, первое, на что должен обращать внимание специалист по контенту. Грамотность содержимого сайта — это, по сути, маркер профессионализма редактора и респектабельности фирмы, отвечающей за поддержание и продвижение интернет-ресурса.

Андрей Панов, июль 2013.

TEXT.RU - 96.20%