Несколько слов об аде



Вас может заинтересовать:

«Разящий крест» (фантастическая повесть)

1. В Библии упоминание об адских муках появляется лишь в Новом завете: «Там будет плач и скрежет зубовный» (Матф. 8:12, 13:42,50, 22:13, 24:51, 25:30), «мука вечная» (Матф. 25:46), образ «озера огненного и серного» (Откр. 20:10, 21:8). Хотя даже пророк Исаия говорил, что огнем неугасимым будут снедаемы восстающие на бога (66:24). Огонь используется и для описания самого Яхве: «огнь поядающий» (Втор. 4:24, Евр. 12:29).

Апокалипсис Петра (22-24, 27-29): В аду «некоторые, подвешенные за язык... К ним были приставлены ангелы-мучители... Были еще мужчины и женщины до середины тел в огне... черви неустанно пожирали их внутренности... Рядом... были женщины и мужчины, кусавшие губы... а напротив них были снова другие мужчины и женщины, они откусывали себе язык, и рот у них был наполнен огнем». Хоть это и апокриф, но он содержит настолько же верную (в рамках религии) информацию, как и другие писания Библии. Ведь, если какие-то товарищи, собравшись на совет, решили не включать эту книгу в Библию наряду с другими, это еще не значит, что она хуже других подобных — просто так священники постановили (наверное, она им показалась слишком откровенной. Как, например, Евангелие от Фомы, где описывается детство Иисуса и пара случаев, когда тот усилием воли убил двух своих ровесников. Просто захотел, а те и умерли! «Смотри, теперь ты высохнешь, как дерево, и не будет у тебя ни листьев, ни корней, ни плодов. И тотчас мальчик тот высох весь, а Иисус ушел... После этого Он (Иисус) снова шел через поселение, и мальчик подбежал и толкнул Его в плечо. Иисус рассердился и сказал ему: ты никуда не пойдешь дальше, и ребенок тотчас упал и умер» (Фома 3, 4). Естественно, это бросало тень на непогрешимый образ Христа, вот и не включили эту книгу в состав Библии).


2. «Мифы народов мира» (под ред. Токарева). Ад — (ср. Аид) преисподняя (лат. (Locus) infernus, «нижнее место», отсюда итал. Inferno, франц. l’Enfer; нем. Holle, англ. Hell, «место сокрытия», ср. др. — сканд. hel — Хель), пекло (в слав. языках, напр. польск. piekto, букв. — «смола»), в христианских представлениях место вечного наказания отверженных ангелов и душ умерших грешников.


3. Конкретный «ад» представляет из себя долину Хинном вблизи Иерусалима, где древние палестинцы приносили своих детей в жертву (Иеремия 7:31). Из еврейского «ге Хинном» и возникло потом слово «геенна». В эпоху Христа геенна являлась мусорной свалкой Иерусалима. Прибавлением серы там поддерживался огонь, чтобы сжигать мусор, трупы преступников и животных. Поэтому слова Иисуса о геенне огненной надо понимать так, что после воскресения грешники будут уничтожены как мусор.


4. Понятие ада как места избирательного наказания в средние века было возведено в разряд догмата на Тридентском соборе в 1545-1564 гг. Согласно этому ад — это пространство, созданное после измены богу Люцифера, ангела света, его низвержения в качестве сатаны с неба в недра земли с сонмом слуг — падших ангелов. Только в том и парадокс, что ад существует для одновременного наказания грешников и дьяволов, а сатана оказывается главным палачом человечества. Почему так? Многие верующие утверждают, что таким образом (т.е. мучением грешников) дьявол искупляет грех перед богом. В таком случае, зачем Армагеддон как битва ангелов с армией сатаны? Он же должен за столько веков уже искупить вину. Логичней было бы предположить, что ад — своеобразная резервация для грешников без каких-либо мучений: просто бог не хочет видеть их в своем раю, вот и ссылает в ад. Подобные к подобным. Сейчас соберет определенное количество и — в небытие их! Только вот незадача: грешников-то больше может оказаться — не известно, кто в Последней битве-то победит!


5. В католичестве ад хорошо прописан и структурирован. Это подземная пропасть, которая, воронкообразно сужаясь в глубину, достигает центра земли. Ад составлен из девяти кругов, круги делятся на пояса, рвы и злые щели. Люцифер, например, в девятом круге, пояс четвертый.


6. Вот мы и добрались до православия. На самом деле, не так давно (по историческим меркам) православие тоже всех стращало муками адскими. Вот пример: «духовные стихи» православных россиян.

«И грешником место уготовано
Прелютыя муки, разноличныя.
Где ворам, где татем, где разбойникам,
А где пьяницам, где корчемницам,
А где блудницам, душегубницам?
А блудницы пойдут во вечный огонь,
А татие пойдут в великий страх,
Разбойники пойдут в грозу лютую,
А чародеи отьидут в тяжкий смрад,
И ясти их будут змеи лютыя,
Сребролюбцам место — неусыпный червь,
А мраз зело лют будет немилостевым,
А убийцам будет скрежет зубный,
А пияницы в смолу горячую,
Смехотворны и глумословцы на вечный плач,
И всякому будет по делам его».

«Калики перехожие. Сб. стихов и исследование П.Бессонова»,
вып. 5, М., 1864, с. 196.

Теперь же в правословной церкви Ад не догматизируется. Надоело, видимо, пугать народ. В книге Иоанна Дамаскина «Точное изложение православной веры» есть раздел «Рай», но нет раздела «Ад». Православие утверждает, что души умерших грешников находятся в предначинании вечных мук, но как это происходит не описывает. Утверждается лишь то, что они находятся вне Бога.

Кураев, например, определяет ад как «осознанное небытие», где каждый сам творит свой ад.

Все эти переиначивания осуществились не так давно (опять же по историческим меркам), но от запугивания православные все равно не отказались: теперь стращают Страшным судом! Кстати, многие православные (священники и не только) до сих пор не гнушаются попугать и адскими муками.


7. В заключение хотелось бы кратко рассмотреть такую проблему как существование души. В аду ведь должна душа мучиться, не правда ли? По Библии душа человека неотделима от тела и потому с телесной смертью никуда не выделяется и не отлетает в ожидании Страшного суда и воскресения. Душа также мертва, как и плоть; они — одно и то же. Бытие 2:7: «Создал господь бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». У Адама души (в понимании церкви) не было. Он сам ей был, т.е. душа=живой человек. А дух, который бог якобы вдохнул в первого человека, это просто «дух жизни» (Бытие 7:22), т.н. «жизненная сила». Смерть — полностью бессознательное состояние, состояние небытия. Псалом 145:3,4: «...выходит дух его, и он возвращается в землю свою; в тот же день исчезают все помышления его». Позволю себе еще пару цитат из главной книги верующих: «Как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества пред скотом... Все произошло из праха, и все возвратится в прах» (Екклесиаст 3:19,20), «...в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни мудрости» (Екклесиаст 9:10).

Так сама Библия противоречит современным представлениям христиан о бессмертной душе. Все эти домыслы — смесь с античными идеалистическими идеями бессмертия души Платона, Аристотеля, Пифагора, орфиков, которую произвели Ориген, Августин, Фома Аквинский, а другим осталось только дополнять.


Так что, души нет, следовательно, не может быть ни рая, ни ада. Зачем они, когда там некому находиться?!

Андрей Панов, апрель 2005.