На книгу Яны Боцман и Дмитрия Гордевского, выступающих под псевдонимом «Александр Зорич», я наткнулся, когда искал какой-нибудь современный научно-фантастический роман о космических путешествиях будущих поколений землян. Отзывы о «Завтра война» были, в массе своей, восторженные и побуждающие к чтению.
И вот, открыв книгу, я погрузился в мир Сферы Великорасы XXVII века. Объединённая Земля, формально поделённая на десяток Директорий, покорённый космос с множеством колонизированных миров, некоторые из которых даже получили автономию, несколько негуманоидных инопланетных рас и назревающая война с бывшей колонией — Конкордией. В центре внимания — Российская директория и молодой пилот космического истребителя Александр Пушкин, а также учёный Роланд Эстерсон.
Среди современной российской фантастики книга определённо выделяется своей оригинальностью, обширным проработанным миром и, самое главное, патриотизмом не показным (как у лягушки, восхваляющей своё болото), а основанном на «реальных» (в кавычках, потому что книга — художественное фантастическое произведение) достижениях России XXVII века в науке и социальной сфере. Всё это — безусловные достоинства романа, которых очень не хватает тому множеству фантастических книг, что лежит на прилавках наших магазинов.
Однако, дойдя до конца шестой главы, я потерял интерес к дальнейшему чтению. Что, естественно, было обидно, ведь брался за книгу я с позитивным настроем, надеясь на качественную НФ. Сюжет, бесспорно, интересный, динамичный. Роман читается легко, язык не отягощён тяжёлыми речевыми оборотами. Только уж очень неприятно «выпирает» из текста плоский солдатский юмор, который лично я не приемлю, и в моих глазах книга с ним изначально проигрывает. Впрочем, это, разумеется, субъективно.
В первых же главах мне встретились такие, мягко сказать, странные выражения, как, например, «себя уважающее утро». Также я полагаю, что развешенными бывают уши, но никак не челюсти, которые могут только отвиснуть.
Из необычного поведения героев могу отметить слишком уж темпераментное «представление» Марио на испытаниях нового космического корабля. Слабо верится, что человек может себя так вести. Больше похоже на сцену из комедийного фильма, где всё обычно преувеличено.
По сюжету Эстерсон не по своей воле живёт на небольшой станции Цереры и мечтает застрелиться. Для чего решает смастерить пистолет с помощью рабочих местного завода. Каждому знакомому рабочему он даёт изготовить отдельную деталь, чтобы они не догадались о конечном продукте. Допускаю, что с пистолетом такая комбинация ещё могла пройти (хотя тоже не без шероховатостей), но вот патроны... В книге не описано, как Роланд изготовлял патроны. Неужели их тоже делали рабочие? Уж в этот раз они должны были смекнуть что к чему. И доложить куда следует — ведь на станции оружие запрещено. Но нет, всё проходит гладко, и пистолет оказывается в руках Эстерсона (хотя остаётся ещё вопрос о появлении пороха).
Далее всплывает следующая интересная деталь: оказывается, во всех помещениях станции установлены камеры круглосуточного наблюдения, и только в ванной комнате они включаются через 12 минут после входа туда человека. Именно в эти 12 минут и собирался застрелиться разочарованный в жизни учёный. А теперь прикинем: так ли это много — 12 минут? При общем недостатке воды на станции принять душ за это время ещё можно. Но какое нервное напряжение должны испытывать при этом люди! Ведь если не уложишься в норматив, все увидят тебя в чём мать родила. А если у кого-то расстройство кишечника? С этим можно и все 15 минут просидеть в санузле. Уверен — интернет Сферы Великорасы завален роликами с Цереры: весёлыми и эротическими. Кстати, в других помещениях наблюдение круглосуточное. Получается, и в спальнях. А корпорация, что является хозяином станции, наверное, ведёт на Землю и близлежащие планеты онлайн-трансляцию типа шоу «Церера — за стеклом»? А обитатели станции-то и не знают, что они — звёзды вселенского шоу!
Все эти моменты мне кажутся очень непродуманными и попросту смешными.
Одним из сюжетообразующих явлений в книге «Завтра война» является культурная ретроспективная эволюция. Благодаря ей появились Конкордия, где в одно прекрасное утро население стало последователями зороастризма, и Большой Муром, вернувшийся к славянскому язычеству.
Двое второстепенных героев — Фрол и Егор Кожемякины — уроженцы Большого Мурома и, как видно по обрядам и поведению, язычники: они развешивали чеснок на приборной панели истребителя и заговаривали машину через реактивные дюзы, будто лошади в ухо шептали, что довольно странно. Но если ретроэволюция дошла на Муроме до язычества, почему имена жителям до сих пор дают христианские? Ведь Егор — сокращённая форма имени Георгий, а Фрол — от латинского Флор. Просто другая форма. Может быть, в плане имён ретроэволюция «притормозила»? Или стоит предположить фрагментарность процесса обратной эволюции — в чём-то чуть больше, в чём-то чуть меньше? Но такая избирательность представляется мне, по меньшей мере, несколько странно.
Узнав, что в сети есть энциклопедия, посвященная циклу «Завтра война», я не преминул бросить взгляд на описания инопланетных рас. И если джипсы ещё не вызывают особых сомнений, то по поводу головоногих ягну и ракообразных чоругов возникает множество вопросов. А по моему мнению, когда вопросы касаются принципиального существования таких высокотехнологичных инопланетных рас, это идёт далеко не в плюс книге.
Почему же я смею утверждать, что ракообразных чоругов в том виде, как они описаны в книге, быть не может? Попытаемся взглянуть на них с позиции эволюционного процесса.
Буду краток. Во-первых, хитиновый панцирь большого размера слишком тяжёл. Отсюда слабая подвижность особи и её доступность хищникам. Почему вымерли ракообразные больших размеров? В том числе и поэтому. Кроме того, развитый мозг требует пропорционального по размерам тела и теплокровности, что в свою очередь требует отказа от внешнего скелета (для нормального теплообмена с внешней средой), а также развитых кровеносной системы, дыхательной системы и пр. Так что ракообразными чоруги бы не остались при том конечном результате, что показал нам Зорич. Всё закончилось бы млекопитающими и, замечу, наиболее сходными с земными людьми. Как и в нашем мире, где раки остались на боковой ветви эволюции, а вторая условная ветвь в дальнейшем ходе преобразований становилась всё более антропоморфной.
Во-вторых, абсолютно непонятно каким образом (даже если эти раки как-то доросли до больших размеров и обзавелись развитым мозгом, сердцем и пр.) чоруги получили даже примитивные орудия труда своими клешнями, не говоря уже о высоких технологиях? Подчеркну, что я совсем не против негуманоидных разумных видов и допускаю эволюцию по иному пути. В каких-то условиях среды могут сформироваться и разумные шарики и колбаски. Но в таком случае они не будут строить заводов, пароходов, звездолётов. Не будут сидеть на стульях и стрелять из «калаша». Потому что условия их развития были другими. Приведу в пример земных дельфинов. Исключительно умные существа, близкие нам по степени разумности. Но они развивались в водной среде, отчего им не требовалось приобретение всех тех органов, что отличают нас от них. Они не едят за столом и не спят на кроватях. Им это не нужно. Потому и раки, будучи раками, никогда не станут вести себя как гуманоиды.
В этом, я считаю, основная проблема модели инопланетных рас, созданный Александром Зоричем в сериале «Завтра война».
Дальше шести глав я не продвинулся, потому о книге в целом (а тем более, обо всём цикле) говорить не берусь, но предполагаю, что список ляпов и несоответствий на обозначенных здесь не заканчивается. А потому «Завтра война», думаю, не может относиться к научной фантастике. Роман под неё лишь маскируется.
Возможно, вы справедливо спросите, что же по моему разумению настоящая научная фантастика? Что ж, отвечу.
Автор научно-фантастического произведения должен написать его так, чтобы ни один специалист в какой-либо области науки не смог придраться хотя бы к описаниям базовых явлений и понятий. Достигается это двумя способами:
- Описания конструкции и принципа действия каких-либо устройств, механизмов и пр., а также описания биологических/химических/физических процессов должны быть поданы в 100-процентном соответствии с данными современной автору науки. Если пишется о прошлом, то в рамках знаний на тот момент, но не противореча современным данным.
- Совсем не описывать придуманные устройства, явления и процессы, если по каким-либо причинам автор не может это сделать максимально верно и точно. Почему никто не описывает принцип действия и устройство бластера? Например, я, если решу использовать в тексте некий ультрамодулятор гравитонов, не буду описывать принцип его действия. Почему? Потому что никто этого не знает. Если б знали, уже бы сделали. А так к любому описанию специалист-физик сможет придраться всегда. Потому и Симмонс, например, не описывал принцип действия порталов и других придуманных устройств. Но здесь существует тонкая грань. Главное, чтобы выдумка не вызывала сразу же отторжения у специалистов, чтобы возможность её существования можно было допустить с точки зрения официальной науки. Т.е., например, миниатюрное устройство, способное превращать человека в жабу (проще — волшебная палочка) вызовет отторжение сразу, и произведение уже не будет считаться научно-фантастическим.
Таким образом, основное правило, по моему мнению, таково:
в научной фантастике описывать следует только то и только так, чтобы это не вызывало принципиальных вопросов и нареканий со стороны специалистов.
Поэтому сейчас так мало истинно научной фантастики — авторы мало либо совсем не задумываются о научной составляющей. Это для них очень сложно, да и не нужно. Конечно, графоманить, вытаскивая каждый раз из волшебной шляпы одного и того же кролика то в фас, то в профиль, намного легче.
Однако я не теряю надежды на возрождение научной фантастики. Всё в мире повторяется. Поэтому научная фантастика к нам обязательно вернётся, но уже в ином, и не менее привлекательном, обличье.
Андрей Панов, декабрь 2013.