10.02.2014

Александр Зорич «Три капитана»
(рецензия Ивана Артамонова)



Вас может заинтересовать:

«Разящий крест» (фантастическая повесть)

«Мария Бычкова «Одна на всех»» (рецензия)

«Александр Зорич «Завтра война»» (рецензия)

Купил эту книгу в интернет-магазине буквально через пару дней после официального выхода. Являюсь поклонником всей серии «Завтра война». Перечитывал все книги раза три точно. Но вот «Капитанов» читать почему-то не хочется повторно.

Сначала о том, что понравилось: во-первых, конечно, согласованность всех технических и организационных деталей как внутри самой книги, так и со всей «вселенной», очевидная научность... и что-то не могу сказать большего.

Что в минусах?

  1. Унылость и мелкая детализация всех персонажей. Образы героев прописаны нечётко, много остаётся непонятно, мелькают постоянно какие-то клише, неуместные пафосные монологи.
  2. Поведение главных героев просто убивает. Особенно мотивация. Необъяснимая, нелогичная. Такого раньше в книгах Зорича не было. Были спонтанные поступки, круговорот страстей... Но это было объяснимо: любовь и ревность, мужество и героизм, влияние внешней среды на психику героя. Но в «Трёх капитанах» просто какой-то беспредел. Бекетов в течение всей книги движим непонятно чем. Срывается на любую авантюру, доверяет всем подряд и верит во всё подряд. Смагин проплыл по книге неявным серым пятном. Тайна (Анна) под стать Бекетову. Мотивация в виде тайн далёкого предка. И всё. И более ничего о герое неясно.
  3. А сюжет? Ну просто набор кусков — оп-па Ружена, оп-па Беллона, оп-па космос. Сюжет прост и прямолинеен. Связки между сюжетными поворотами даются героям просто удивительно легко. Нужно на другую планету — да легко! Начальство — само радостно потирает руки. Нужен вертолет — запросто. Местные госкорпорации — просто радушие и гостеприимство. Нужен сканер местности — готово! Нужен военный экскаватор — нормально! Военные пляшут под дудку героев. Героям попался стих — оп-па и из него выделили кодовые (по смыслу, а не тексту) слова! И на это одно слово (из 8!) отозвалась аварийная система корабля, который 450 лет был в консервации. Ну не бред ли? Нужно сканирование целой звездной системы — ОК! У героев есть «хороший знакомый Гриша», который это может сделать. Нужно лететь к кораблю? У героев найдётся куча денег и «хороший знакомый Бирман». Бирман, кстати, как герой тоже полный ноль. Космический траппер. Вроде бы. В ненужные момент резв и бодр, а в опасные — вял и медлителен, что, опять же, позволяет сюжету направляться именно в те места, куда задумали авторы. И Бирман совсем не мешает, совсем не вносит свою лепту. Он просто... таксист и провожатый.

Отдельная сюжетная линия об экспедиции времён освоения дальнего космоса ничем не хуже линии «современности». Неясные мотивы. Неясные желания. Порыв капитана целого корабля, наплевав на любую логику и мнения коллег, подвергнуть угрозе корабль и экипаж — да запросто, зачем читателям это объяснять?

Апофеозом выступает финал книги. Неизвестная космическая тварь пробуждается после 350-летнего сна. Наши главные герои просто... просто великолепно поступают. Разрешают твари взять у себя кровь на анализ. Вопрос о занесении в организм какой-нибудь фигни или пожирании их этой тварью герои на рассматривали вообще. Хотя вопрос о дружелюбных намерениях этого инопланетянина они же ранее и поднимали. Товарищ Бирман, будучи опытным «траппером» и по контракту охранником, просто стоял и смеялся.

Зорич высказывал однажды саркастичные мысли устами одного из героев о «журнальных повестях для юношества, где люди дружат с ксенорасами и те раскрывают им тайны мироздания, а ксенорасы учатся у людей любить и бескорыстно делать добрые дела...». И надо же — сарказм стал реальностью!

А какой вывод? Вывод — сюжет книги просто катился к этому финалу. Как по маслу. Любые несогласованности, шероховатости и сучки авторы вылизали так, что книга выглядит унылым детективом, где герои последовательно идут по пути добычи улик. Их ничего не смущает, ничего не настораживает, у них все получается, им все помогают, всё очень быстро, фундаментальные решения принимаются за минуты в рамках одного диалога, гениальные идеи приходят сразу же после высказывания об их необходимости. Все второстепенные герои мелькают как в тумане и быстро уходят, все они однотипные, похожие, неинтересные. Вся их задача — помочь детективам встретиться или найти ещё одну зацепку на следующий шаг.

Иван Артамонов, февраль 2014.

TEXT.RU - 100.00%