14.08.2014

Михаэль Драу «Генму»



Вас может заинтересовать:

«Разящий крест» (фантастическая повесть)

«Пустота» (фантастический рассказ)

«Аэрогель – материал XXI века» (статья)

«Генму» — роман необычный. И говорю я это без всякого преувеличения. В нём и оригинальное фантдопущение, и проработанный мир, и характерные герои. И сам автор книги — человек загадочный: долгое время в сети идут споры о том, мужчина это или женщина, а он тем временем пишет книги, даёт интервью, поёт контратенором собственные песни в дарквэйв-группе Otto Dix и разъезжает по стране с концертами.

«Генму» — четвёртая книга из постапокалиптической серии, представленной романами «Топливо», «Плоть и сталь» и «Точка возврата». Действие происходит после загадочной Пыльной войны в далёком будущем на территории России, где уже давно нет русских, хотя незначительное по размеру сообщество ещё выживает где-то на Урале. Основное население составляют потомки бывших переселенцев из Европы и иных стран. Но это ещё не самое необычное! В Евразии (в отличие от Америки) почти не осталось женщин, в связи с чем жёны есть лишь у самых привилегированных особ, а остальные вынуждены как-то обходиться друг другом.

Свернём на обочину

Да-да, вы правильно поняли: мир «Генму» — это гей-мир, где мужчины любят мужчин, а редкие женщины исполняют лишь роль самок без образования и каких-либо прав. А гетеросексуальные американцы смотрят на всё это и крутят пальцем у виска. Я лично не вижу в гомосексуализме ничего из ряда вон выходящего и считаю, что основа его всё в той же гетеросексуальности, как это ни странно. В сознании людей существует некие архетипы женщины (человеческой самки) и мужчины (человеческого самца), которым присущи специфическое поведение и функции. И ничего нет странного в срабатывании механизма распознавания архетипов, когда одного мужчину потянуло к другому. Просто первый увидел во втором женщину! Даже малейшие черты внешности или поведения, такие как субтильное телосложение в сочетании с плавными движениями, особая жестикуляция кистью при разговоре или манера речи, могут вдруг пробудить у наблюдателя ассоциации с образом женщины. Разумеется, это не единственное слагаемое гомосексуального влечения, но, по моему мнению, один из важнейших элементов. Так что геи-«самцы» подсознательно любят не мужчин, а женщин в мужчинах, а те, следуя подсознательно женскому архетипу, естественно, предпочитают мужчин с соответствующим им поведением. Но это лишь моё видение проблемы, доказывать что-то и устраивать диспуты по этому поводу желания никакого не имею.

Вернёмся к роману

Слово «генму» — сокращение от словосочетания «генетический мусор», что вполне соотносится с состоянием здоровья и внешним видом главного героя книги — Найта Ирона или Железного рыцаря в переводе с английского (вот так вот простенько и даже в некотором смысле пошловато). В начале истории Найт — хилый болезненный альбинос, мальчик, который всего боится и много плачет. Чтобы сделать из него человека (ну и решить ещё кое-какие проблемы, о чём читайте в книге ;) ), отдают в школу-интернат для будущих киборгов. Так начинается становление в прямом смысле Железного рыцаря.

История идёт не по прямой, ровной и гладкой дороге, как в большинстве современных фантастических романов. Она изгибается, делает неожиданные повороты и развилки. Следить за сюжетом интересно, а угадать развитие событий достаточно сложно. В то же время книга не обременена какой-либо глубокой идеей, она призвана развлекать. Но поскольку психология отношений и переживаний героев показана на очень высоком уровне, развлечение это не для любителей ширпотреба.

Кроме главного героя в романе достаточно выпукло выписаны и другие: одноклассники Найта, историк Миккейн и, конечно, возлюбленный Ирона Делейт Лебэн. Их взаимоотношения в большинстве случаев логичны, а действия мотивированы. Конечно, не обошлось без накладок, но об этом позже.

А пока невозможно оставить без внимания язык книги. Текст просто льётся из-под «пера» автора, во всём романе практически отсутствуют вымученные фразы. Читать не только легко, но и приятно. И, думаю, по стилистике книга может тягаться со многими представителями современного (да и не только) реализма. Читатели считают, что из всей тетралогии «Генму» написан наиболее профессионально, и я со своей стороны искренне желаю Михаэлю дальнейшего развития в этом плане.

Ямы, кочки и трещины

Единственное, что по-настоящему раздражало в книге — это избыточное упоминание «жемчужных капелек» (читавшие книгу и автор поймут, о чём я). Мне было неприятно.

Вторая фраза, которая меня удивила, и которую я посчитал неуместной, — это «Мир, дружба, жвачка!». Слышать это от американца в 27-м веке как-то странно и даже пошло.

Нелогичным мне показалось поведение Найта в сцене насилия над ним в школе. До этого Ирон очень жёстко с применением грубой силы посоветовал будущему обидчику улучшить поведение, на что тот не ответил агрессией. Как главный герой, почувствовав слабость и уязвимость противника, мог просто так отдаться ему в раздевалке и не предпринять ответных действий? В это поверить трудно.

После окончания школы Найт работал ликвидатором мутантов-химер. Когда один из них узнал в герое сына высокопоставленного чиновника и попросил отпустить в обмен на молчание, тот почему-то согласился. Найт не мог не понимать: оставляя химеру в живых, он обрекает себя на постоянное ожидание того, что тайна его происхождения будет раскрыта. Ирон уже столько раз убивал химер и снова спустить курок для него не составило бы труда. Поступок киборга нелогичный и опасный. Что это? Помутнение рассудка героя или оплошность автора?

Позабавил эпизод с излечением брата Найта — Камила Ирона. Он накопил такое количество жира, что не мог встать с кровати. Семья от него практически отказалась, а сам Камил хотел вернуться в отчий дом. И вот Найт придумал «гениальную» вещь: вытащить брата краном из дома и отвезти в больницу. Такое впечатление, что ни у кого из семьи Иронов и их приближённых, кроме Найта, не работает соображалка. Уж дойти до такой простейшей идеи, какую предложил киборг, мог любой из героев. Включая самого Камила, если он так хотел вернуться домой.

Удивляет упоминание в романе субкультур 20-21 веков. В отсутствие панк-рока и панк-культуры в Империи на улице вдруг появляются самые настоящие панки из 80-90-х годов ХХ-го века. Привет из прошлого? Очень странно.

Далее Михаэль Драу пишет, что после вшивки эндоскелета киборги якобы получают способность пробивать стены пальцами. А кожа с мышцами не повреждается при этом? При таких упражнениях от них, наверное, должны одни ошмётки оставаться. Автору — замечание. ;)

И последнее. К концу книги Найт возвращается в родную Броксу как начальник киберармии Мастера города. Интересно, не забыл ли автор об обязательном переводе (санкционированным правителем Империи) всех киборгов Мастеров на наркотик «топливо»? Перспектива командовать в Броксе армией наркоманов (да и самому им становиться) Найту была приятна? А он ещё и друзей умудрился туда перетащить из столицы! Этот момент совсем не раскрыт и оставляет в замешательстве.

Финиш

«Генму» — роман исключительный в своём жанре. И не только по части создания специфической атмосферы, языка и погружения в чувства героев. Он затрагивает до некоторой степени «запретную» в нашем обществе тему — тему гомосексуализма. Мало того — делает её центральной.

Сейчас, когда в России процветает нетерпимость ко всему иному или, как часто говорят, «неправославному», делать главных героев книг такого массового жанра, как фантастика, геями может только уверенный в себе человек, не боящийся подвергнуться нападкам со стороны общественности. Читая отзывы о романе, например, на «Флибусте», видишь, как много ещё в людях ненависти к тем, кто не вписывается в границы «стандартов». Удивительно то, что эти люди, без каких-либо оснований осуждая других, не желают корректировать своё поведение в рамках цивилизованного общества. Поддерживаемые РПЦ, они стремятся снова погрузиться в средневековье с его грязью, нетерпимостью и дикостью.

Да, мне тоже неприятны гей-парады, я считаю это перебором и лишь процессом «выпячивания» своей исключительности, что, на самом деле, идёт не на пользу гей-сообществу, а только отвращает от них даже более-менее нейтрально настроенных людей. Но, в общем, думаю, каждый человек волен выбирать такой образ жизни, какой подходит ему и не нарушает прав других людей. Это его жизнь, и пусть он делает с ней то, что считает нужным. Главное — не вредить окружающим.

Так вот роман Михаэля Драу «Генму» показывает гомосексуализм не как что-то экстраординарное, а как обыденную часть жизни общества будущего. И как ни странно, герои книги не перестают быть людьми, мужчинами, воинами, как не переставали ими быть и воины Римской империи, где бисексуальность считалась нормой.

В заключение скажу, что я бы с удовольствием поставил книгу себе на полку, не будь в ней порнографических сцен, которые мне неприятно читать вне зависимости от того, кто в них участвует — гомо- или гетеросексуалы.

Хочется пожелать автору дальнейших успехов, достижения ещё больших высот в стиле и психологизме, а также более скрупулёзного отслеживания ошибок и нестыковок и поменьше интимных сцен: не отказывайте читателю в фантазии — он сам может всё додумать, если захочет.

Андрей Панов, август 2014.