Разящий крест



Андрей Панов «Разящий крест» (иллюстрация)

Скачайте повесть в формате fb2, удобном для чтения на электронных книгах и других устройствах.

Для чтения на компьютерах и планшетах лучше всего использовать AlReader2.



Цикл «Вероятности». Том 1 «Периметр». Повесть первая. В недалёком будущем в России назревает открытое противостояние религии и атеизма. На этом фоне описывается судьба двух воронежцев, друзей детства, православных христиан.

«Разящий крест» — это фантастическая научно-популярная повесть, где действие перемешано с религиозно-атеистическими дискуссиями и размышлениями героев. Она намного ближе к реализму, чем к фантастике.

Послушайте саундтрек к повести:


Читайте вторую повесть цикла — «Наваждение. Часть первая».


Тем, кто начинает читать:

  1. Не стоит ожидать экшена, ржавых дредноутов и скотомутантов. Повествование ведётся неспешно, поэтому повесть понравится тому, кто может бесконечно и с интересом смотреть фильмы Тарковского или Бергмана и читать что-то типа «Имени розы» или «В поисках утраченного времени». После этого моя научно-популярная повесть покажется экшеном. ;)
  2. Не стоит браться за чтение тем, чьи религиозные чувства могут оскорбиться (но, надеюсь, таких здесь не будет). Я не знаю, чем в повести можно оскорбиться, но бывает, что это происходит на пустом месте.

С автором можно связаться со страницы «Контакты».


Отзывы о повести

Отзыв Читателя Жоржа

О чем книга? О России, в которой православие взяло верх на уровне государственности. О конкретном городе — Воронеже, о людях, которые в нем живут при новом строе. Еще ближе — о судьбах двух мальчишек-одноклассников, двух закадычных друзей «не разлей вода», которые стали смертельными врагами. Не сразу, а постепенно, как часто это бывало и в реальной России в годы революции большевиков, когда даже родные братья часто оказывались по разные стороны баррикад.

Только здесь на флагах одной стороны незримая надпись «Вера», а на другой — нет, не «Надежда», и даже не «Любовь», но «Наука». Наука против веры. А на деле — религия против просвещения. И буквально каждый должен для себя определиться, с кем он. «Кто не с нами, тот против нас». Просто так в сторонке отсидеться не получится, это главный герой по имени Савва понял на своем горьком опыте...

Либо ты поддерживаешь диктатуру, а значит не просто говоришь нужные слова и ходишь в нужные места, но и лично активно уничтожаешь ее врагов. Либо ты и есть тот самый враг, которому остается либо прятаться и в итоге все же погибнуть, либо бежать за границы круга, либо... старые как мир контрреволюция, подполье, бандформирования и партизаны гражданской войны... Вот ведь какая штука.

Впрочем, лично мне интереснее всего показались даже не какие-то действия героя, а приключения его ума, поиски истины и понимания действительности.

Язык изложения — на удивление (для наших времен) грамотный. Стиль чем-то напомнил прозу Тургенева. А обилие размышлений с поисками истины — Ефремова. Для меня оба этих имени безоговорочно ассоциируются с проверенной временем настоящей русской прозой.

...

Вообще, при всей своей неспешности, книга получилась интересная. Для меня «интересность» книги определяется тремя компонентами: 1) интересно рассказанная история 2) вызывает множество ассоциаций 3) пробуждает голову от спячки и заставляет задуматься. Так вот, все три компонента здесь есть. И сразу чувствуется, что автор приложил много труда, собирая материалы для книги. И сам прошел путь сомнений, доказательств, построения гипотез и их опровержения, пока не нашел свою истину.

...

Повесть «Разящий крест» действительно заставляет о многом задуматься в самых разных аспектах. В политическом: насколько близко мы сейчас подобрались к описываемой в книге ситуации? В философском: как все же соотнести веру и данные современной науки, и возможно ли это в принципе? В бытовом: а как бы лично ты поступил в этой ситуации на месте Саввы? В психологическом: как меняется восприятие человека и отношение его к окружающей действительности. В теологическом: так есть ли бог? И, если есть, то как тогда... (и так далее) В биологическом: а на самом деле, как разрешить те самые «запинки» в теории эволюции, которые пока не смогли объяснить ученые? В социальном: долго ли еще нам с вами будет позволено читать подобные книги?..

Полная версия отзыва.

Отзыв Татьяны Устименко

Прочитала «Разящий крест».

Понравилось, но не моё.

Стилистика, визуализация, глубина раскрытия образов, психологизм — все на высоте. Вообще, автор отлично владеет русским языком и искусно им пользуется. Настоящий литературный язык. Придраться не к чему.

Сюжет... Ну, тяжело воспринимается. Остается ощущение мрачной безысходности, погружения страны во тьму мракобесия, в атмосферу средневековья. Религиозный фанатизм — тема на любителя.

С интересом прочитала первую половину, увлекательно передано противопоставление религии и теории эволюции. А вот когда начался массовый мордобой на религиозной почве — читала уже по диагонали.

Чисто потому, что для меня религия — это приключения в стиле Индианы Джонса ) А мрачный реализм — простите, не привлекает.

Образ главного героя раскрыт прекрасно — живой, думающий, тонко чувствующий, проходящий через ломку идеологической трансформации.

А в целом — неоднозначное произведение для ценителей серьезной прозы, для вдумчивого, морально взрослого читателя. И при этом — стопроцентный неформат )

Автору мой глубочайший респект и уважуха — за богатую, изощренную фантазию, за умение передать свои идеи так образно и масштабно, за огромный багаж знаний, за мастерски переданную гамму всех оттенков психологии человека — самого кующего свою судьбу. Кующего, вопреки всему и всем.

Наверное, я даже до чтения такой вещи еще не доросла )

Но, хотелось бы почитать у этого автора что-нибудь другое, в ином жанре, не настолько остро-социальное )

Страница Татьяны Устименко на «Фантлабе»: fantlab.ru/autor5254.

Отзыв Андрея Прусакова

Повесть мне понравилась в целом, потому что вопросами, которые поднимает автор, я интересовался с юности, прямо как герой произведения Савва. А плотнее стал изучать именно теперь, когда стал взрослее и узнал множество доводов сторонников и противников дарвинизма.

Я считаю себя верующим, и может показаться, что мое мнение о повести будет однобоким и предвзятым. Но я хочу оценить произведение, не вдаваясь в идейный спор и противостояние религии и атеизма, на котором строится сюжет. Прочел повесть за два вечера, что говорит о стиле вполне читабельном, герои прописаны отменно, диалоги живые, описания... ну ясно, что взяты с натуры )). Все достаточно колоритно, интересно и реалистично, за исключением некоторых моментов, о которых ниже.

Итак, действие повести происходит в России будущего, а именно в сороковых годах нашего столетия. Автор строит конфликт на фантдопе, при котором ортодоксальное православие становится серьезной политической и общественной силой. Автор показывает нам, как постепенно, с ростом своего влияния, церковь начинает преследование инакомыслящих, в первую очередь атеистов. Другие конфессии не трогаются... пока. Впрочем, и без этого конфликты между верующими и атеистами перерастают едва ли не в гражданскую войну, причем с терактами, бандитизмом и экспроприациями. Через все это проходит главный герой повести Савва. А виной всему пытливый ум и критическое мышление, которые, как замечает автор в тексте, не свойственны фанатикам любых религий.

С самых первых страниц и до конца ведется спор между религией и атеизмом, между богом и наукой. Герой изо всех сил пытается усидеть на двух стульях: не порвать с теми, кто его окружает, в том числе любимой девушкой — и найти истину. А точнее — удобный ему компромисс между душой и разумом, верой и наукой... Метания «юного Вертера» между сторонниками и противниками атеизма и составляют львиную долю текста. От религиозных споров герой постепенно переходит к делу. Вступает в атеистическое подполье, участвует в акциях и даже вооруженных налетах. При этом ни на секунду не сомневаясь в своей вере...

И вот после прочтения хочется спросить: а зачем все это, если ты и так не сомневаешься в существовании Бога и Истины? Зачем проверять себя и впадать в крайности? Ведь, участвуя в вооруженных налетах, герой забывает одну из важнейших заповедей: «Не убий» и «мне отмщение, аз воздам»... То есть наступает на те же грабли, что и его антагонисты, хотя всю повесть осуждает товарищей за это... С одной стороны, это героя не красит и не поднимает над остальными персонажами, как требуют литературные каноны. С другой — и я не знаю, намеренно ли это сделано автором? — это как раз символично, ибо мы видим, что любые крайности, религии ли или атеизма, опасны, граничат с фанатизмом и в конечном счете ведут к преступлениям и хаосу.

В этом мне видится настоящая идея романа. В конфликте, который герой пытается разрешить, не понимая, что он неразрешим в принципе. Нельзя служить Богу и Маммоне, говорил Иисус, и эта идея неоднократно повторяется в Библии. Один бог, одна вера, одна идея — а герой пытается подкрепить ее другой, подставить удобный для разума стульчик... И не выходит.

И главная мысль повести не в конфликте между религией и атеизмом, как кажется с первого взгляда. Нет, она в том, что любая идея, религиозная или общественная, легко доводится до абсурда и начинает противоречить сама себе, если насаждается силой...

...

И еще. Не знаю, имел ли автор это в виду, когда писал, но меня посетила такая вот мысль: а ведь стремление к однородности общества (религиозной или любой другой идейной направленности) неизменно порождает насилие над личностью, раскол и скотство, когда самые благие намерения быстро подменяются насилием во имя «добра», провозглашаемого временным большинством или властью. Примеров сему в истории предостаточно. По-моему, это уже вопрос, достойный самого серьезного обсуждения.

Полную версию отзыва можно прочитать на сайте Андрея Прусакова.

Страница Андрея Прусакова на «Фантлабе»: fantlab.ru/autor15067.

Отзыв Анны Быховской

Вы уже догадались, о каких вещах в книге «Разящий крест» пойдет речь, да, именно о выборе человека между религией и наукой. В книге «Разящий крест» автор углубляется в вопрос и, как мне кажется, находит ту грань, которая разделяет эти мировоззрения. На этой опасной грани тяжело устоять и не сорваться. Обычно современные писатели не берутся за столь сложные темы, которые могут навредит будущей карьере, Андрей Панов отважился.

Немного о сюжете книги

Савва всю жизнь верил в Бога, ему было невдомек, что мир создавался не за 7 условных дней, а за тысячелетия. После чтения книг по биологии он начинает сомневаться, а в городе в это время назревает абсолютная теократия.

Вероятно ли такое развитие событий в России?

К власти придет церковь? Думаю, вряд ли. Все от того, что общество сейчас распущено, оно уже знает каково это гулять по клубам, смотреть непристойное видео, менять полюбовников. Переломить эти устои практически невозможно. Если в царской России христианство было догмой, то после смерти царя все пошло прахом. Президенту не верят, но и в патриархах сомневаются.

Андрей Панов выбрал щепетильную тему для своей повести. Тем не менее он донес до читателя свое мнение и не вызвал огорчения или возмущения. Честь писателю делает и то, какую благородную идею он старается раскрыть. В книге есть несколько переломных моментов, которые могут возмутить верующих, но это всего лишь выдумка автора.

Сайт Анны Быховской: book1mark.ru.


Оглавление

Октябрь 2043 года. Россия, Воронеж

Сентябрь 2042 года. Россия, Воронеж

Октябрь 2042 года. Россия, Воронеж

Ноябрь 2042 года. Россия, Воронеж

Декабрь 2042 года. Россия, Воронеж

Февраль 2043 года. Россия, Воронеж

Март 2043 года. Россия, Воронеж

Апрель 2043 года. Россия, Воронеж

Май 2043 года. Россия, Воронеж

Июль 2043 года. Россия, Воронеж. Крым, Ялта

Август 2043 года. Россия, Воронеж

Сентябрь 2043 года. Россия, Воронеж

Октябрь 2043 года. Россия, Воронеж

Ноябрь 2043 года. Россия, Воронеж

Декабрь 2043 года. Россия, Воронеж

Январь 2044 года. Россия, Воронеж

Январь 2044 года. Россия, Воронежская область,
село Старая Хворостань

Январь 2044 года. Россия, Воронеж

Март 2044 года. Россия, Воронеж

Март 2044 года. Россия, Воронежская область,
село Старая Хворостань

Апрель 2044 г. Россия, Воронеж

Июнь 2044 г. Россия, Воронеж

Июль 2044 г. Россия, Воронеж

Август 2047 года. Россия, Воронеж

Август 2047 года. Россия, Воронежская область, село Старая Хворостань