19.11.2013

«Географ глобус пропил» Александра Велединского



Уже неделю в прокате новый фильм Александра Велединского «Географ глобус пропил» по одноимённому роману Алексея Иванова.

В центре сюжета — биолог Виктор Служкин (Константин Хабенский), живущий в Перми с женой и дочкой. Со своим образованием он в этой жизни никому не нужен, а потому находится в растерянности и не понимает, куда же ему двигаться дальше. Жена Виктора презирает за неустроенность в жизни и даже открыто подтолкивает к измене, но Служкин любит жену и изменять, в общем-то, не хочет, а потому всеми возможными способами пытается «отбиваться» от желающих затащить его в постель женщин. Однажды в голову Виктору приходит идея устроиться в школу учителем географии. И Служкин за неё с радостью хватается, думая, наверное, что наконец-то сможет найти свой путь. Однако он не учёл, что современные школьники не чета тем, что учились во времена Ильи Мельникова из «Доживём до понедельника» — сейчас всё намного жёстче. Его подопечные совершенно не воспринимают учителя, как авторитетную фигуру, откровенно хамят и занимаются мелким вредительством. Сначала Служкин не принимает их всерьёз, но позже понимает, что ученики с ним не играют. Они такие и есть. Виктор пытается поговорить с ними о высших ценностях, о жизненных позициях, но безуспешно. Чтобы как-то расположить к себе школьников, взаимонастроиться на одну волну, он принимается играть с ними в карты прямо на уроке. Но и тут терпит поражение. И тогда Служкин хватается за последнюю соломинку — турпоход.

«Роман Алексея Иванова „Географ глобус пропил“, без сомнения, — лучшее, что написано в современной российской литературе о фигуре учителя. Роман, полный настоящего драматизма, юмора, предельной честности, и в то же время света, поэзии, любви к учителю — обыкновенному земному человеку, способному неформально отдавать себя ученикам — способен стать пронзительным фильмом для зрителей любого возраста. Потрясающие характеры взрослых и подростков дают возможность артистам сыграть исключительные роли».

Валерий Тодоровский, сценарист и режиссёр.

Фильм «Географ глобус пропил» реанимирует тему учителя в российском кино, тему жизни обычных людей. Все уже давно устали от бесконечных «глянцевых» картин о Москве и Санкт-Петербурге, о бизнесменах и менеджерах, о чиновниках и завсегдатаях ночных клубов. А фильм Велединского вернул зрителю ощущение реальности, причём не в виде «чернухи», а добротного кино, где переплетаются линии взаимоотношений героя с учениками, с семьёй, с друзьями, с самим собой, наконец. Да, Служкин много пьёт, но это всего лишь его способ ухода от ненавистной реальности, за что, думаю, не стоит его судить слишком строго. Кому-то удаётся держать себя в руках, кто-то уходит от реальности силами своего мозга (как Андрей из «Отторжения»), а герою фильма «Географ глобус пропил» потребовался допинг. Служкин — простой нищий российский учитель, в прошлом подававший надежды аспирант-биолог, живой человек со своими страстями и слабостями, но имеющий внутри некий стержень, который сам ещё не окончательно ощутил. Не зря картина взяла гран-при на «Кинотавре» и Одесском международном кинофестивале, а также отдельные призы за лучшую мужскую роль, за лучшую музыку и за лучший фильм фестиваля.

«Он рассказал актуальную историю, повествующую о судьбе современного интеллигента в провинции, так же увлекательно и динамично, как это сделал ранее автор книги».

Леонид Лебедев, продюсер.

Алексей Иванов, автор книги «Географ глобус пропил», с детства мечтал стать писателем. Получив два высших образования (журналистика и история искусств), в 90-е годы Иванов работал сторожем, учителем и гидом в турфирме. И всё это время он не переставал писать: в 1993 году — «Общага-на-Крови», в 1995-м — «Географ глобус пропил» и в 2000 году — «Сердце пармы». Однако первое издание ждало Алексея Иванова лишь в 2003 году, после чего его книги сразу обрели множество поклонников.

В 2008-2009 годах Алексей Иванов и Леонид Парфёнов провели съёмки фильма «Хребет России», который с успехом прошёл в телеэфире в 2010 году.

По роману «Географ глобус пропил» были поставлены четыре спектакля: в Омске, Красноярске, Перми и Москве. А в этом году по книге снял фильм режиссёр Александр Велединский на студии «Красная стрела».

«По-моему, Александр Велединский снял очень важный, этапный фильм, — говорит Алексей Иванов. — Дело в том, что последние лет пятнадцать наше кино было, так сказать, моралистским. Оно учило, как жить. И главные герои были моралистами — и Саша Белый из „Бригады“, и Данила Багров из „Брата“. И Тарас Бульба моралист, и Харламов. А сейчас Велединский снял нравственное кино о взаимоотношениях человека с самим собой, с правдой, с миром. Оказывается, такой разговор был очень нужен обществу».

Полностью интервью Алексея Иванова читайте на его официальном сайте.

Александр Велединский в 1990-х закончил Высшие Курсы Сценаристов и Режиссёров (ВКСР) мастерской А.А. Прошкина и В.М. Приёмыхова. Был соавтором сценариев телесериалов «Дальнобойщики» и «Бригада». В 2004 году снял полнометражный фильм по произведениям Эдуарда Лимонова — «Русское».

Картину «Географ глобус пропил» Александр Велединский снимал в том самом районе Перми, где происходило действие романа, на берегу того самого затона с кораблями. А школа, где работает герой Хабенского, — это школа, в которой учился Алексей Иванов.

В заключение хотелось бы привести несколько отзывов обычных зрителей после просмотра картины. Цитаты взяты из интернет-форумов, поэтому подписаны псевдонимами.

«Оставляет тяжёлое впечатление и я бы не ставила его в ряд с фильмами „Осенний марафон“, „Полёты во сне и наяву“... Да, тема одна — неглупый, мающийся человек, который ищет себя, своё место в жизни. В общем-то продолжается классическая галерея „лишних людей и страдающих эгоистов“... Рабочая слободка, обычная школа, обычный класс, но что это за стадо наглых хамов, которые называются учениками, кто их произвёл — отцы-алкоголики и матери-кукушки?.. Деградация ярко выражена — и это наша молодёжь, будущее страны?.. Что касается артистов в фильме — они все на месте, актёрская игра безупречна... Но в целом фильм оставляет удручающее впечатление, какая-то безысходность... Единственное, что радует — великолепные пейзажи, картины природы — она (природа) как будто ещё раз подчеркивает уродство человеческих отношений и поведение людей, и, конечно, луч в темном царстве — маленькая девочка (дочка географа), которую он так любит, это единственная соломинка, которая держит его... удержит ли?»

Элен страсбург (9.11.2013).

«Какой хороший, светлый фильм! Удивлена, что кто-то называет его чернушным. Служкин душевно красив, тонкий, благородный. Как он бережно относится к человеческим чувствам! Жену любит высокой „пушкинской“ любовью, предан ей, защищает её... Рыцарь в современном обществе — нелепая фигура; пьянство, видимо, сглаживает этот диссонанс. А никто из взрослых не видит, каков Служкин. Друг, подруги, жена — каждый живёт для себя, заняты мышиной вознёй, топчут себя и всех вокруг. Его только дети почувствовали — некоторые».

Ника Борисовна (10.11.2013).

«Из Служкина учитель, как из Промокашки скрипач. Он и сам этого не отрицает. Так он в книге отцам и говорит, когда они к нему на день рождения завалили: „Учитель из меня, как из колбасы телескоп“. А в школу пошел потому что учителей-мужиков вечно нехватка, и взяли бы с закрытыми глазами.
Трагедия в том и состоит, что Служкин МОЖЕТ быть опорой и надёжным человеком. Но не хочет. Чаще бывает наоборот.
Все типичные ошибки молодого неопытного учителя налицо, написано со знанием дела, так как Иванов сам работал когда-то в школе».

Чеки (11.11.2013).


Андрей Панов, ноябрь 2013.

TEXT.RU - 100.00%